rsokolov: (Default)
[personal profile] rsokolov
Оказывается, Екатерина Андреева до сих пор ведет программу "Время". Пребывает на своем посту дольше Путина. Но вот фразу "украинские террористы нанесли ракетный удар по Брянску" 28 лет назад было бы трудно себе представить.

о причинах войны

Mar. 10th, 2026 06:09 pm
rsokolov: (Default)
[personal profile] rsokolov
"Israeli defense planners had tracked how Chinese components, machine tools, and technical guidance were accelerating Iranian production lines, and their projections pointed toward catastrophe: 5,000 missiles by 2027, potentially 10,000 by the end of the decade. Every warhead carried a Chinese fingerprint, from solid-fuel propellant chemistry to the precision guidance systems that turned inaccurate rockets into weapons capable of striking downtown Abu Dhabi.

The drain on American readiness had already begun.

During the twelve-day war in 2025, the United States burned through roughly 150 THAAD interceptors, munitions that take years to produce and that feed the same queue supporting Pacific deterrence.

Only a few dozen replacements followed. Iran was rebuilding faster than America could reload. Left unchecked, the math led to a devastating fork: accept Iranian nuclear breakout behind a missile shield too thick to penetrate, or fight a war in the Middle East with stockpiles earmarked for the Taiwan Strait. Beijing had engineered precisely this dilemma. Operation Epic Fury represented the decision to prevent that choice from ever arriving."

Under Beijing’s Wing: Iran’s Arsenal, Zineb Riboua

Не могу сказать, что это объяснение полностью конгруэнтно наблюдаемой картине боевых действий (не говоря уж о заявлениях нашего главкомидиота), но другого я пока не видел.
yakov_a_jerkov: (Default)
[personal profile] yakov_a_jerkov
На связи специальный представитель президента США (видео): Справедливости ради, Уиткофф говорит "можно поверить им на слово" как-то невнятно, то ли стоит поверить, то ли можно верить, а можно не верить... Но к чему он добавляет, что не только Путин сказал Трампу, что не передает Ирану разведывательную информацию, но и Ушаков *независимо* подтвердил это ему и Кушнеру, как будто это "независимое" подтверждение делает слова Путина убедительнее?

Корреспондетн Financial Times называет это "поразительной наивностью", но проблема явно не в этом. Трамп, Уиткофф и прочие дико некомпетентны, это да, но наивность и доверчивость — это совершенно не про них.

Также хотелось бы все-таки понять... План борьбы с ростом цен на нефть после начала войны с Ираном изначально состоял в снятии нефтяных санкций с России? Или это придумалось по ходу дела и от неожиданности?

Телеграм: https://t.me/yakov_a_jerkov

Какая древность:)

Mar. 10th, 2026 03:43 pm
ninazino: (Default)
[personal profile] ninazino
Говорят, теперь Иванушки International стали просто Иванушками.

Они еще live and kicking? Really?

Прошу простить май рунглиш:))

Навстречу Оскарам.

Mar. 10th, 2026 01:51 pm
ninazino: (Default)
[personal profile] ninazino
Я посмотрела парочку фильмов из номинаций. Я понимаю, что сейчас как бы не время, не до того, но и отвлечься иногда невредно.

Посмотрела “One Battle after Another” и “Hamnet”.

Ну что сказать? Всю себя измучила:)). Голливуд потерял уникальную когда-то способность интересно рассказывать интересные истории.

Особенно это относится к Хамнету. Как вспомнишь захватывающую и интригующую историю принца датского, так понимаешь, насколько глупы и скучны эти наросты на ней. Честно, я прямо раза три или четыре отвлекалась, настолько это невыразимо скучно.

Про битвы, которые одна за другой, у меня менее отрицательное мнение (оцените формулировку “менее отрицательное”, хе-хе), но все же.

И это и скучно, и где-то предсказуемо. Но прекрасно сыграли Шен Пенн и Леонардо Ди Каприо. Образы прямо архетипические: вояка, главный мыслительный орган которого расположен не там, где вы могли бы подумать, и революционер-бомбист-торчок, соответственно.

Короче, я лично жалею потраченного времени. Даже трудно представить, что кто-то на это ходит в кино.

Дневник наблюдений

Mar. 9th, 2026 11:47 pm
chasovschik: (Default)
[personal profile] chasovschik
Мартовская погода: вчера было лето, проехал двадцать миль на велосипеде в шортах и майке. Сейчас уже намного холоднее, а к вечеру обещают грозы, град и торнадо. Завтра по плану чуть ли не снег, и дальше с недельку опять зима. А я уже губу раскатал. Обидно, да.

UPD: торпеда мимо прошла. Град был мелкий, не о чем говорить. А из окрестных деревень докладывают про градины с кулак, битые стекла в машинах и сквозные отверстия в крышах. Снег, впрочем, будет точно.

(no subject)

Mar. 10th, 2026 05:33 pm
idelson: (Default)
[personal profile] idelson
Колыбель цивилизации

20260310_162618.jpg
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Inter arma non silent Musae

Ну, может, какая-нибудь музочка и молчит, но уж точно не Клио.

Некоторое время назад на заборе "ХВ" нарисовался вопрос, — следует ли стремиться к развалу Ирана на национальные окраины, или такая перспектива наоборот сплотит иранский народ вокруг избранного руководства. Сидя в миклате, я попытался под грохот канонады понять ответ. Как всегда водится в математике, начинать надо с выяснения смысла определений, которыми мы пользуемся. Мы — это в данном случае конкретно мы, носители условной иудеохистианской евроамериканской ментальности. Длиннейшая псевдоисторическая простыня под сукном )
Разобраться в этой галиматье мне не удалось, пришлось вспомнить, чему меня учили на уроках по историческому материализму. Итак, слово товарищу Сталину (1913):
  1. Общность языка
  2. Общность территории
  3. Общность экономической жизни (особенно важно — формируется при капитализме, когда разрушаются феодальные перегородки и возникает единый рынок)
  4. Общность психического склада / культуры (национальный характер, традиции, проявляющиеся в культуре)

Ключевые уточнения Сталина:

  • Ни один признак в отдельности недостаточен.
  • Отсутствие хотя бы одного из них → нация перестаёт существовать как таковая.
  • Нация — не расовая и не племенная общность, а историческая и социальная.
  • Нации возникают в эпоху капитализма (как продукт буржуазного развития), а не в древности.
Это уже понятнее (Иосиф Виссарионович был недоучившимся семинаристом, поэтому изъяснялся по-простому, не умничая).

Вот только беда в том, что в современном мире при таком прямолинейном подходе нет, наверное, ни одного национального государства. Есть обрубки былого величия. Та же Армения (на 99% моноэтническая и занимающая компактную территорию), но армян в диаспоре (и дальней, и ближней) больше, чем армян в Армении. В диаспоре живут 11 мегаармян (Россия —2 Ма, , Америка — 1 Ма, Франция — 0.5 Ма, остальное мелочью по всему свету) супротив 3 Ма в "метрополии". "А помнишь ведь, была держава!"™: в Византийской империи было 10-15 Ма (крупнейшее негреческое "меньшинство", четверть численности армии, пятая часть знати), в Турции до резни около 2 Ма. Но это Восток, дело тонкое.

Для того, чтобы объединиться (со смыслами), необходимо сначала решительно и определенно размежеваться (с терминами)™, как (не) писал другой долдон от марксизма. Давайте, я буду общность, подпадающую под сталинское определение, племенем. У этого термина в русском есть собственный смысл, но он довольно близок (за исключением заклинания про то, когда нации возникают не в древности, а при капитализме). Сделав такую оговорку, я предлагаю обсудить следующий тезис.

За исключением Европы, цивилизация знала только два типа государств: племенные образования (разных размеров) и империи (конгломерации племён, группировавшихся вокруг одного племени).

Империй было очень много, начиная с седой и даже лысой (Ассирийская империя) древности. Самые известные империи — Римская, Византийская, Германская (детище Карла Великого), ... , Российская, Британская, ... В каждом случае легко указать племя, постепенно подчинявшее себе соседей, пока не вырастала глобальная структура (многоязыкая, мультикультурная, мультирелигиозная, но объединённая государственным аппаратом). Племенные государства везде имели свою специфику (в Древней Греции были афиняне, спартанцы, македонцы, фиванцы, через море — троянцы, в Италии эпохи Возрождения — города-государства, Флоренция, Падуя, Пиза, ... ), но смысл был примерно одинаков — потомки нескольких хамулл-колен (колена Израилевы, например), которые могли вести бесконечную вендетту между собой, но однозначно объединялись друг с другом против внешнего врага.

Почему Европа оказалась исключением? Антропоцентрический ответ состоит в том, что мы лучше знаем свою собственную историю и видим детали, которые не видим в других местах. Другой возможный ответ, — Европа прошла через этап феодальной раздробленности, которая "попилила на части" территории возможных племенных государств. Третий — в Европе вертелся на полную мощность миксер-блендер, который перемешивал население, принадлежащее к разным племенам, мелкими брызгами по этнической и политической картам. Так или иначе, но именно в Европе, кажется, родилось понятие национального государства, — нечто промежуточное между племенным государством и мини-империей. В состав Британии (не путать с Британской империей) вошли англичане (в свою очередь, сплав норманнов, скандинавских племён и т.д.) и страшно резавшиеся с ними шотландцы, валлийцы, потом ирландцы и т.д. Франция, тоже одна из первых стран, сложившихся как "национальное государство", включала в себя массу регионов с этнически разным, но достаточно ментально и лингвистически близким населением (Аквитания, Лангедок, Лангедойль, страна Басков, Лотарингия, ...). То же самое можно сказать про испанские провинции, которые постепенно объединялись вокруг кастильско-арагонского ядра de los Reyes Catolicos). В Центральной и Восточной Европе всё было гораздо запутанней. Скажем, Речь Посполитая в 1570–1650-е гг вполне могла бы претендовать на титул империи, но быстро скукожилась, оставив поляков с их традиционными национальными комплексами "А помнишь ведь, была держава!"™. Российская Империя пережила перерождение в СССР, но тоже наебнулась в 1991.

"Национальные государства" в Европе стали нормой лишь в 19 веке, с объединением германских княжеств в Германию (в отличие от Габсбургской империи, гораздо более монолитный блок) и итальянских пост-феодальных огрызков, включая Папскую область, в гарибальдийскую Италию. Почему именно эта модель стала де-факто международным стандартом? Снова два возможных ответа: по итогам Первой Мировой войны, когда законы пишут победители, надравшиеся шампанского (похмелье наступило в 1939-м), и по причине определённой разумности. Где проводились границы между "национальными государствами"? Мне кажется, что принцип был довольно простой: по сю сторону "более или менее наши" (даже если наших было меньшинство на обсуждаемой территории), а по ту сторону — "точно уже не наши". Хуже всего пришлось тем племенам, которые были "и наши и ваши", типа эльзасцев и каких-нибудь валлонов, восточных поляков и западных украинцев, ... Как разделали туши Габсбургской и Османской империй, проигравших в ПМВ, надо показывать на карте под звуки не то хора балалаечников, не то органа Кентерберийского собора с солирующим французским аккордеоном.

К чему этот язвительный пассаж? Да к тому, что европейская дипломатия/политология пошла резать и кроить карту остального мира в меру своего понимания и опираясь на собственный опыт. Делёж Сирии/Ливана/Палестины/Аравии, выкроенных из туши Османской империи, был классическим примером идиотизма европейских политиков, ни хера не понимавших, что за линии они рисуют на карте. Сайкс-Пико, говоришь? Павлины, говоришь? Х-хе. Лоуренс Аравийский, говоришь? Семь хуёв восточной мудрости? Да ни одного из них никто из архитекторов тогдашнего Нового Ближнего Востока не понимал, сколь ни силились. На основе чего я такие комплименты раздаю, не будучи сам ни разу не востоковедом или специалистом по арабскому менталитету? Да по результату, по факту. Спроектированная конструкция оказалась полным проёбом (даже с точки зрения проектантов) с самого начала и вот уже на протяжении более ста лет. Спросите хоть кого, хоть МБС, хоть султана Эрдогана.

Хуже того. Нарисовав когда-то от балды границы "национальных государств" по всему миру (от Ближнего до Дальнего Востока, а кошмарнее всего — в Африке), бывшие имперские колонизаторы, сгрудившись сначала в Лигу Наций, а потом в ООН, с маниакальным упорством начали долдонить, что нарисованные границы — вечные и нерушимые, а потому любое их изменение нарушает международный порядок. Справедливости ради, европейцы сами первые наебнулись о свою доктрину: провозгласив в 1975-м Принцип Нерушимости Границ (на фоне только что состоявшегося раздела Кипра), они уже через 15 лет вынуждены были проглотить и объединение Германии, и распад Чехословакии, а потом кровавую баню в Югославии. Тем не менее все остальные несмышлёные народы оказались обязаны соблюдать порядок. Что есть в долгосрочной перспективе верный путь к катастрофам: если в кастрюле-скороварке приварить крышку и заварить клапан, после чего доверить управление конфоркой представителям наций, знакомых только с приготовлением пищи на костре (ООН), ёбнет непременно, раньше или позже.

Ну, и наконец, da capo. Какое отношение имеет вся эта простыня к вопросу о том, как иранцы (граждане Ирана) могли бы отнестись к расчленению их страны на племенные государства. Вопрос не специфически относящийся к Ирану. Все здешние страны в их нынешних очертаниях скроены по европейской мерке "национальных государств", которая (как я твёрдо убеждён) глубоко перпендикуярна местным традициям. Ни Ирак, ни Сирия, ни тем более Ливан, ни Иран нежизнеспособны в их нынешней форме. Они слишком большие и разношёрстные для племенных государств, но слишком слабы, чтобы стать (или оставаться по старой памяти) мини- (микро-, нано-) империями. А значит, неизбежен раздербан. И те, кто будет готов к этому раздербану раньше других, выиграют. И не надо считать восточных людей наивными аборигенами, впервые слышащими о подобном развитии событий. Вся местная история есть иллюстрация того, что "предать — есть всего лишь вовремя предвидеть".

Персы, азеры, белуджи, курды, язиды, арабы, ... — не менее десятка племён могли бы встать в очередь. Ответ мне представляется очевидным. Иран с очень давних времен был империей под властью многих династий (сначала тысячу лет правили Ахемениды, парфяне-Аршакиды, потом Сассаниды). Потом Иран завоевали арабы, и ещё тысячу лет там вбивали в голову местному населению преимущества коммунизма над троцкизмом  суннизма над шиизмом. Доигрались: с 1500 года в Иране создана была шиитская империя Сефевидов. До дедовских ахеменидских размеров она не дотягивала (см. илл.), но всё же впечатляла: the size does matter. Но потом что-то пошло не так, и российско-британские чудо-молодцы загнали Иран в изрядную жопу, настолько, что последняя династия Пехлеви (полтора шах-ин-шаха) перестала именовать себя империей и произвела в 1925 году ребрендинг, превративший страну в "нормальное национальное государство" по тогдашней европейской модели моде: мы больше не персы, мы (не мы, а они) теперь иранцы, и готовы играть в те же шманцы-обжиманцы. Всё было б чудесно, если б не восточная коррупция и харизматический  аяа-Хо. В 1979 году пехлевидов послали на Америку, и Иран решил поиграть в Новую Империю: сияй, Иран, звезда Востока. Результаты общеизвестны.

Что будут испытывать иранцы-персы и иранцы-не-персы, если им сегодня предложат выйти из этой игры, не заплатив за проигрыш режима, блефовавшего за их счёт почти 50 лет? Можно попытаться посмотреть на то, как рушились другие империи, и сколько лет занимал переходный период. Мне, естественно, проще всего судить, глядя на историю распада Российской Империи, она же СССР в 1991-м. Пизданутые русские, оказавшиеся в говне отнюдь не по причине распада империи под пинками американцев, а по причине экономической катастрофы, до которой довели империю вороватые и туповатые совки, бьются в корчах и призывают призрак Сталина, мол, верни, отец родной, всё взад, чтоб чурки своё место знали и дань платили и оброком, и барщиной. Чурки меж тем вертятся, как могут, но никаких поползновений вернуться под совиное крыло не выказывают, хоть и осторожничают. Похожая картина и в Югославии (бывшая мини-империя). Фантомные боли у разных других пидарасов лень анализировать.

Монетизирую™, как любит говорить волк Гарик из "Заповедника" (скурвились тамошние DW-креаклы, стало скушно смотреть). Реально сплотиться вокруг псевдоимперского режима аятолл/КСИР, возможно, решится малочисленное персидское меньшинство, тамошние ватники  халатники™. Стволов им накидают сколько угодно, но это не те люди, которые пойдут умирать за свои убеждения ("за Русь, царя и веру, хоть их уже нет никого"). А остальные племена, населяющие осколки давно рухнувшей мини-империи, вернутся к своим привычным государственным моделям. 

Дисклэймер. В моём лабораторном журнале есть две записи, которые плохо стыкуются с изложенной теорией. Первая касается свежеупокоенного аятолы Хаменеи. Хотя Совет 88 муджтахидов на 80-85 процентов состоит из персов (остальные — азеры, других племён там нет),  по анкетным данным аятолла был полуперс (по матери), полуазер (по отцу). Правда, родом он из той части Ирана, где персы и азеры смешались до неразличимости, да и вообще у шиитского высшего духовенства, как и у пролетариата (как учил один журналист-недоучка), нет национальности, все они абдаллахи (рабы аллаха).

Второй пример, — мой старинный кореш, математик, которому я в (его) молодости патронировал до тех пор, пока он не устроился на работу в IMPA, Instituto de Matématica Pura e Applicada, лучший математический институт южнее Рио Гранде. Он по происхождению иранский азери, но большой патриот своей культуры (стены его офиса и даже наружная дверь украшены каллиграфическими цитатами из Фирдоуси). В Двенадцатидневную войну мы с ним посрались по емайлу, — я чего-то написал ему, что мол не смогу "прийти" на его ближайший зуминар, поскольку сижу в уёбище, а он мне начал пенять, что-де Израиль развязал агрессивную войну против его страны. Срач мы быстро свернули, но осадочек остался™.

(no subject)

Mar. 10th, 2026 03:58 pm
idelson: (Default)
[personal profile] idelson
В 224 г. н. э. в Персии произошла революция. На место Парфянской империи пришла новая династия - Сассанидов. Это была не просто смена династии - это была коренная смена идеологии. В политическом плане Сассаниды подчеркивали свою преемственность с Ахеменидами. Но гораздо важнее то, что происходило в идеологии. Идеологией Сассанидов был воинствующий зороастризм.

Зороастризм, как известно, - дуалистическая религия, в которой мир представляется ареной борьбы доброго божества - Ормузда (Ахори-Мазда) и злого - Аримана (Ангра-Майнью), а армия Сасанидов - воинством добра в этой извечной войне.

Irnp105-Grobowce_Naqsh-E_Rustam

Ахура-Мазда дает символ царской власти - кольцо - основателю Сасанидской династии Ардаширу I


Read more... )

"Купили в военторге"

Mar. 9th, 2026 11:46 pm
yakov_a_jerkov: (Default)
[personal profile] yakov_a_jerkov
Я совершенно не считаю, что эта американская СВО аналогична, не говоря уже об эквивалентна, СВО российской. По многим причинам, главная из которых — иранский режим объективно evil, и объективно представляет угрозу и для собственного населения, и для соседей, в первую очередь для Израиля.

That said, поведение американского руководства не просто аналогично поведению руководства российского... местами американцы "превосходят" русских. То есть получается не столько копия, сколько карикатура.

Возьмем этот удар, приведший к гибели (более сотни?) детей в иранской школе. На данный момент уже очевидно, что да, удар нанесли США. До такой степени очевидно, что вот сенатор-республиканец, вполне себе трампист, приносит извинения:
Asked Sen. John Kennedy, R-La., about the bombing of the girls' school in Iran. "It was terrible. We made a mistake," he said. "Other countries do that sort of thing intentionally, like Russia. We would never do that intentionally. I think the department is investigating it now, and I'm sorry. I'm just so sorry it happened. It was a mistake."
That was actually refreshing to hear, I did not think Kennedy had it in him.

Но не таков президент Трамп. Вчера он заявил, что "it was done by Iran". Сегодня же, когда уже есть даже видео того томагавка, Трамп привел дополнительные детали (видео): Аятоллы, блядь, в военторге купили, как правильно суммирует этот бред [personal profile] svensk_vanja.

Это, впрочем, не все. Позже Трампу задали очень правильный вопрос: как так получилось, что больше никто в вашем правительстве не говорит, что Иран ударил томагавком по собственной школе?

И Трамп отвечает: Потому что я недостаточно знаю об этом.

Видео: Мне, кстати, совершенно непонятно как, действительно, получилось, что остальные члены администрации не поддерживают версию Трампа. Я вчера уже об этом написал, когда Хегсет, стоя рядом с Трампом (!), отказался подтвердить, что да, как сказал президент, ударил сам Иран; и с тех пор никакой ясности не наступило.

Эти ребята всегда были готовы доказывать, что белое — это черное, если это сказал Трамп. Ну, Трамп выступает в ООН и четыре раза называет Гренландию Исландией — нет, Трамп не оговорился, Гренландия — это ice land, все правильно. Трамп называет Нэнси Пелоси Никки Хейли — так и нужно (я уже забыл аргументацию почему нужно). А тут вдруг не хотят. Боятся чего-то что ли?

Телеграм: https://t.me/yakov_a_jerkov
yakov_a_jerkov: (Default)
[personal profile] yakov_a_jerkov
Трамписты, да и вообще разнообразные праваки, любят использовать эту фразу... Не всегда, а только когда выигрывают выборы — когда они проигрывают, то как раз любят сами рассказать о не том народе — женщинам стоит запретить голосовать и т. п.

Это я отвлекся. Я о том, что в этот раз не тот народ попался самому Трампу. Причем народ иранский. Помните в первый день СВО Трамп заявил, что "All I want is freedom for the people"?

Прошла неделя (видео):

Телеграм: https://t.me/yakov_a_jerkov
Page generated Mar. 23rd, 2026 08:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios